Минпромторг РФ разрабатывает «концепцию внедрения в массовое потребление» алкозамков для автомобилей (блокируют зажигание при выявлении алкоголя в выдохе), она будет готова в конце года. Также планируется простимулировать производителей ставить такие приборы на машины с конвейера, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники в ведомстве.
Напомним, ГИБДД серьезно заинтересовалась возможностью массовой установки алкозамков на автомобили еще в 2018 году. В ноябре 2019-го фирма «Лаборатория умного вождения», зарегистрированная на Екатерину Игнатову — жену главы Ростеха Сергея Чемезова, представила первый алкозамок российской разработки, он называется Alcolock.
План-график Минпромторга предполагает подготовку концепции «внедрения в массовое потребление алкозамков для транспортных средств» до 1 октября 2020 года. До 31 декабря проработают вопрос «о стимулировании массового внедрения алкозамков в серийные модели».
Автопроизводители получат дополнительные баллы (в рамках действующей системы по оценке локализации производства) за установку алкозамков российского производства. ФГУП НАМИ проверит влияние устройств на безопасность транспортных средств: должны быть, в частности, исключены ситуации, когда алкозамок блокирует двигатель на ходу.
В этом вопросе Россия находится в общемировом тренде. В Евросоюзе с 1 января 2022 года все новые транспортные средства должны быть оборудованы алкозамками.
Эксперты указывают, что в РФ инициатива неизбежно приведет к росту стоимости автомобилей, поскольку цены на алкозамки составляют от 25 до 120 тысяч рублей.
В некоторых развитых странах алкозамки обязывают устанавливать на свои машины уличенных в пьяном вождении автовладельцев.
Тема алкозамков в нашей стране периодически поднимается с 2010 года. Тогда подобные устройства в экспериментальном порядке установили на школьные автобусы в Татарстане и Ивановской области. Госавтоинспекция поддерживала установку приборов. В 2013 году «Справедливая Россия» предлагала обязать водителей, уличенных в пьяном вождении, ставить за свой счет алкозамки, но законопроект отклонили. Похожие поправки несколько раз анонсировала Мосгордума, но приняты они не были. В 2015 году ставить алкозамки предлагал министр «открытого правительства» Михаил Абызов.
Зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков замечает, что пока рано говорить о массовом применении алкозамков в России: «Нет ни нормативной базы, ни стандартов, ни инфраструктуры для обслуживания алкозамков».
В начале июля 2020 года глава ГИБДД Михаил Черников сообщил, что, по последней статистике, каждая десятая дорожная авария в России происходит при участии пьяного водителя, каждый четвертый участник такого ДТП погибает.