Независимые АЗС просят ФАС ограничить оптовые цены на бензин

Независимые АЗС просят ФАС ограничить оптовые цены на бензин

Независимые АЗС просят ФАС ограничить оптовые цены на бензин
Независимые АЗС просят ФАС ограничить оптовые цены на бензин

Президент Российского топливного союза (РТС), который объединяет владельцев независимых сетей АЗС, Евгений Аркуша предупредил руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игоря Артемьева о проблемах на топливном рынке, которые привели к росту мелкооптовых цен на бензин и дизтопливо почти до уровня розничных и неравным условиям работы для владельцев независимых АЗС и крупных нефтегазовых компаний, в том числе «Роснефти» и «Газпром нефти». Также он предложил меры по стабилизации ситуации.

По данным РБК, глава РТС указал следующие причины возникновения неравных условий:

  • спрос на топливо растет быстрее, чем его производство, после отмены ограничительных мер, которые были введены из-за коронавируса. В мае — июле 2020-го спрос вырос на 5–10% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а темпы увеличения производства остаются ниже, указано в письме;
  • спрос на нефтепродукты оказался выше, чем в аналогичный период 2019 года из-за скачка внутреннего туризма, так как многие люди остались в период отпусков в России;
  • некоторые нефтяные компании в мае — июле отправляли автомобильный бензин на экспорт, а затем скупали его на бирже для поставок на собственные АЗС, по сути, выводя товар из обращения;
  • мелкооптовые цены на бензин и дизельное топливо в мае — июле 2020 года почти сравнялись с розничными, а в отдельных регионах превысили их. Из-за этого независимые АЗС вынуждены устанавливать цены выше, чем стоимость топлива на заправках крупнейших нефтяных компаний;
  • к примеру, в Татарстане на нефтебазах «Башнефти» литр АИ-95 мелким оптом продается за 47,73 руб., а на заправках самой компании стоит всего 45,1 руб. То есть она продает топливо с убытком 2,63 руб. на каждом литре, следует из материалов, приложенных к письму главы РТС. На заправках независимой сети «Форт Римэкс» тот же бензин продается по 47 руб. за литр, но и в этом случае компания работает в убыток (0,73 руб. на литр);
  • нефтяные компании способны зарабатывать в оптовом звене, на экспорте нефтяного сырья, поэтому могут позволить себе нести повышенные издержки в розничном секторе в целях повышения эффективности совокупного бизнеса и исполнения декларируемых социальных обязательств.

«Разница в цене литра топлива в мелком опте и на АЗС должна составлять не менее 3 руб. на литр, что позволит работать в ноль, но АЗС не разорятся и смогут платить зарплаты сотрудникам», — сообщил РБК вице-президент РТС Ринат Фаттахов. Экономически обоснованный минимум, необходимый для покрытия эксплуатационных расходов, зарплат и налогов, должен составлять не менее 5–6 руб. на литр, указано в письме главы РТС. Этот уровень неоднократно обсуждался в биржевом комитете ФАС и рабочей группе Минэнерго, напомнил он.

Чтобы решить проблему, глава РТС предлагает следующие шаги:

  • проанализировать происходящее на топливном рынке на предмет соответствия антимонопольному законодательству и принять меры, чтобы устранить несоответствие оптовых и розничных цен, обеспечив равные условия для владельцев независимых сетей АЗС и крупных нефтяных компаний;
  • способствовать росту производства и поставок топлива по всем каналам сбыта;
  • усилить контроль за выполнением нормативов продаж бензина и дизтоплива на биржевых торгах в режимах равномерности и регулярности с возможностью их дальнейшего увеличения;
  • скорее отменить запрет на импорт бензина и дизтоплива, который действует с 2 июня по 1 октября;
  • в качестве альтернативы отмены запрета на импорт топлива и других мер поддержки предлагается ввести предельный уровень мелкооптовых цен (ограничить рост цен для мелкого опта), соответствующих сложившимся розничным ценам.
Разработано в PR-VOLGA
ООО "АвтоАзарт", 2020